главная статьи услуги о себе записаться блог
полезно знать
 
записаться
 
пройти онлайн
 
консультацию
 
новые статьи:
невроз  не болезнь
половая гегемония
13 привычек здоровых людей
гипноз
право на удовольствие
одиночество в депрессии
ревность
депрессия
социофобия

супружеские проблемы

фобии

психические эпидемии
 
 
       

       

 
     

 

 

 Психические эпидемии

                      

Истории

 

Рецепты
 
Оплата
 
 
 
 
 
 
 
метки
психолог психотерапевт
психотерапия позитивная терапия
психологи Кемерово совет психолога
консультация психолога гипноз
алкоголизм амнезия
самоубийство и суицидальные мысли
психопаты ревность
онлайн консультация
Боязнь публичных выступлений и презентаций фобии навязчивости
Дисгармония  супружеских  и любовных отношений 
Стресс и хроническая усталость
Табакокурение 
Депрессия
Паника Конфликты в семье
 
 
 
 
 

 

 

 

Сегодня мы публикуем статью, представляющую взгляд психиатра практика и исследователя на  на проблему психических эпидемий

ПРОЯВЛЕНИЯ ПСИХИЧЕСКИХ ЭПИДЕМИИ
В РОССИИ ЗА ПОСЛЕДНИЕ ДВА СТОЛЕТИЯ

Возникновение психических эпидемий в России констатируется вот уже несколько веков. Они фиксировались уже в биб- лейских сказаниях и продолжали освещаться литературой вплоть до текущего столетия. На виды психических контагий оказывали влияние такие факторы, как развитие социально- экономических отношений в государстве и обществе на кон­кретных этапах, напряженность политических взаимоотношений в отдельных регионах, состояние средств информации и, конечно национальные традиции.

Психические эпидемии в России можно разделить на социальные, парарелигиозные, этнические и связанные с явления­ми технического прогресса. Все они преимущественно имеют тож­дественные причины, что обусловливает в определенной мере их взаимосвязанность.

Наиболее древним и обширным типом таких контагий яв­ляются эпидемии религиозного характера, в основе которых лежит вера, играющая особую роль фактора, способствующего внушению. К ним относятся эпидемии колдовства и одер­жимости, веками, вплоть до последних десятилетий, длившиеся на всей территории России. Паломничество богомольцев к святым местам из различных регионов страны для излечения болезни, способствовало массовому распространению бесоодержимости, «одержимости гадами» и такого явления «русской на­родной жизни», как кликушество, а также его разновидности, известной под названием «икотницы» больше распространенной на севере и в центре страны. Последнее оценивалось врачами, как проявление истерии. Психические эпидемии религиозного направления приобрели особое распространение во времена «раскола» в православном вероисповедании и сопровождались в XVII веке самосожжением, морением голодом, самоутоплением, самозакапыванием и другими явлениями самоуничтоже­ния в виде самоповреждений (скопчество) и самоистязания (хлыстовство).

К одному из подобных групповых явлений относились так называемые психотические эпидемии религиозного характера». Они чаще происходили в монастырях и закрытых учебных заведениях. Отчетливым проявлением такого явления следует считать «малеванщину» (по фамилии ее адепта  — Кондратия Малеванного — душевнобольного, лечившегося в Казанской окруж­ной больнице), проходившую в виде «повального чудачества» п0д Киевом в 1892 г.  Под воздействием параноической идеи К. Малеванного о «безграничном счастье для людей перед концом  света» жители одной из деревень в благодушном на сТроении, с неадекватной радостью, сентиментальностью, из­ящней учтивостью, страстью к щегольству, бросив свои обыч­ные занятия, продавали дома и скот, пребывая в праздности перед «светопредставлением». Аналогичной эпидемией яв­ляется так называемое «Балтское движение», происшедшее в 1911г. в бессарабском монастыре. При этом массы ве­рующих под воздействием внушенной иеромонахом Иннокентием идеи о быстрейшем излечении от болезней перед предстоящим концом света, оставили свои жилища, переоделись в чистое белье и «без шапок, по дороге не разговаривая», на 200 под­водах тронулись в путь, отдавая пожертвования в установлен­ных местах.       

Особенное впечатление на паломников произ­водила ситуация, когда один из них впадал в периодические припадки и «все к нему для своего излечения прикасались». В. М. Бехтерев рассматривал происходившую в России психическую эпидемию иеговизма, татарскую психопатическую эпидемию в Казанской губернии, Новогрудскую эпидемию и «Павловское побоище», закончившееся погромом церкви и по­руганием ее святынь. Сюда относились различные мас­совые реакции, с элементами «психической заразы» или эпиде­мического психоза, иногда наблюдающиеся одновременно у большой группы людей, объединенных в различные общины множественных направлений, проявляющиеся преимущественно истерическим поведением с детальным исполнением внушенной, адептом каждой из групп идеи, различной по своим последст­виям. Эпидемией, относящейся к религиозному типу, представляется происходившее в наши дни в России и в Украине массовое деление «Белого братства», заключавшееся в формировании, в основном у молодых людей, идеи поклоне­ния и веры в «тайны бога единого» в лице Марии Деви Хрис­тос, пропагандировавшей скорый конец света 14 ноября 1993 г. и страшный суд неверующим, «отречение от мира и родителей» с обязательным взносом ценностей в «братство» и продажи имущества. В эту секту были вовлечены сотни подростков. За­вербовав очередного адепта, «секта немедленно направляла его в другое место жительства, тем самым создавая впечатление «массовости движения братьев и сестер». Только силами Министерства внутренних дел Украины было предотвращено наме­чавшееся 14 ноября 1993 г. массовое самосожжение членов «Белого братства».

 

 

И. И. Щиголев

Брянская областная психиатрическая больница № 4. 1995г.

Продолжение

 

 

 

    

 
 
т. 8 960 932 27 40
 
  назад вперед