|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Избирательность памяти |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
Как психотерапевт поведенческого направления я часто задаю себе вопрос: «Почему клиенты помнят так много плохого из своей жизни? Почему они не верят в свои возможности?». Попробуем разобраться в этом. На примере ожирения мы уже знаем, что сама эволюция вооружила человека возможностью набирать «про запас» лишние килограммы. В условиях лишений, голода, смертельной опасности просто необходимым оказалось аккумулирование некоторых избытков источника энергии. Даже наши жировые ткани не столько защищают от холода как тюленей, или птиц, а именно обеспечивают резерв энергии. Вот подобно этому эволюционному принципу и механизмы научения человека склонны фиксироваться именно на опасном, худшем. Ядовитые змеи, головокружительная высота – все это должно было запечатлеваться в памяти молодого человечества. Принципы экономии, по которым функционирует и высшая нервная деятельность человека распространяется и на отношение к опасному и неопасному. Удачный опыт, опасности прошлого - все как-то организуется, систематизируется в микрокосмосе нашего мозга. И однажды получается так, что удачный опыт индивида оказывается, как бы амнезированным и представляется клиенту психолога словно несуществующим. Здесь-то несчастный и произносит свое заклятье: «Мне никогда не везет», «вечно у меня ничего не выходит»… теряется доступ к своим же ресурсам, своему же опыту преодоления трудностей». По причине этой же склонности к фиксации на опасном формируется и невротическое отношение к выбору. Выбор кажется решающим, фатальным, а ошибка недопустимой, ведущей к катастрофе. Подобно отложениям жира у тучного человека у невротика отложилось и гипертрофировалось необыкновенно серьезное отношение к любым формам риска. Опасности нет, а реакция на окружающий мир все еще диктуется древними эволюционными импульсами. Понимание клиентом того, как он демонизирует окружающий мир, свою жизнь эффективно избавляет от навязчивых страхов и ритуалов.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
т. 8 960 932 27 40 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||